Павел Малетин о внедрении шахмат в школьную программу

Павел Малетин о внедрении шахмат в школьную программу
12 Октября 2017

Минобрнауки в ближайшие два года планирует сделать обязательными занятия по шахматам для учеников первых-четвертых классов. Об этом сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева во вторник, 10 октября, на "правительственном часе" в Совете Федерации. Президент Федерации шахмат Новосибирской области Павел Малетин поделился своим мнением по этому вопросу и рассказал о том, как "шахматы в школе" развиваются в нашей области.

О внедрении шахмат в школьную программу говорят давно - это красивый, амбициозный и масштабный проект. Надо отдать отдать должность лоббистским способностям Кирсана Илюмжинова и руководства Российской шахматной федерации, думаю, без их активной позиции идея преподавать шахматы как урок в российских школах так и осталась бы в мечтах немногих энтузиастов. Сегодня эта идея уже превращается в устойчивый тренд, и, вероятно, будет закреплена на законодательном уровне.

Мое личное мнение, этот тренд - позитивный. Есть определенные риски, которые неустанно упоминают критики проекта. Найдем ли мы педагогов? А не получится ли профанация - программа один час в неделю достаточно ограничена? А не будет ли нагрузка для ребенка чрезмерной? На самом деле, мы исходим из того, что шахматами будут заниматься миллионы школьников по всей стране - любой вменяемый руководитель порадовался бы такому результату своей работы. Шахматы займут достойное место в жизни каждого человека - это суть работы федерации как общественной организации, остальное - детали.

Проблема подготовки педагогов, как показывает наш опыт, решаема - к следующему учебному году по разным направлениям мы подготовим около 200 специалистов, у нас действуют программы обучения педагогов самого разного уровня. Это и профессиональная переподготовка для шахматистов с непрофильным образованием, и курсы повышения квалификации, и курсы для будущих педагогов - студентов педагогических колледжей и вузов. Всего для Новосибирской области необходимо будет подготовить около тысячи учителей - вполне подъемная задача.

Скажу больше - нехватка кадров это не проблема, а колоссальный потенциал для развития, ведь мы можем в масштабах найти для шахмат около СТА ТЫСЯЧ НОВЫХ взрослых любителей. Это уже само по себе впечатляет.

Ограниченность программы "час в неделю" - так у нас ритм жизни ускоряется, времени в сутках не хватает. Поэтому должна меняться и шахматная педагогика, немножко нужно ускорять подачу материала, выверять программы, а не ныть по поводу того, что мало один час в неделю. Посмотрите на учебник Барского - за первый год обучения ребенок осваивает вполне серьезные вещи. А Васильева говорит о том, что обучение будет идти с 1 по 4 классы - в программе четвертого года обучения есть вещи, которые даже я, гроссмейстер, не знаю:) Скоро мы перейдем на электронную версию учебника и начнем работать на интерактивных досках, которые есть у нас в каждой школе в каждом кабинете. Преподавать шахматы и изучать их будут с удовольствием! Обязательно будут находиться дети, которые захотят изучать шахматы больше, чем один раз в неделю, таким образом обеспечивая работой уже более профессиональных педагогов. Думаю, таких детей будет не менее 10%.

Конечно, есть и риски. Во-первых, загруженность администраций школ - им в неделю по 50 писем приходит из отделов образования. А тут еще и мы со своими шахматами. Заниматься внедрением шахмат вплотную и всерьез для многих директоров будет трудной задачей, поэтому часть этих функций возьмут на себя региональные федерации, их роль также будет возрастать с развитием проекта Шахматы в школе. Во-вторых, многие попытаются заработать на обучении учителей и продаже учебников. Мы сейчас учим педагогов бесплатно - это общая позиция - наша, правительства НСО и мэрии города Новосибирска. Для меня это некая точка отсчета - нельзя зарабатывать на учителях! Но многие захотят воспользоваться ситуацией, даже сейчас интернет уже начинает наводняться различными предложениями курсов повышения квалификации стоимостью 5-10 тыс. рублей. В третьих, часть детей не будет интересоваться шахматами, это тоже надо понимать. Ничего страшного в этом нет, эта проблема актуальна, на самом деле, для любого предмета, но эти риски необходимо учитывать. Многое будет зависеть от мастерства педагога - как впрочем и практически все в современной школе.