Размышления в дождливую погоду. Задачи в шахматах и в жизни.

Размышления в дождливую погоду. Задачи в шахматах и в жизни.
14 Сентября 2018
Размышления в дождливую погоду.
Всем привет! С вами блогер Vovasev, с шахматной тематикой, но и попыткой более широкого взгляда на вещи. Сегодня поговорим о шахматной партии как задаче, и как это перекликается с реальной жизнью.
Все мы шахматисты, или примкнувшие, и нам всем доводится играть шахматы. Что же такое шахматная партия? Если подумать, не что иное, как задача, либо совокупность задач. Из школы мы знаем, что в задаче бывает Дано, Решение и Ответ. К примеру, у абстрактного Васи было 5 яблок, два у него попросил друг. Сколько осталось? Решение: 5-2=3, ответ, осталось 3 яблока. Решили? УРА!!! Однако рано радоваться. Это не жизненная задача, а из учебника по математике для 1 класса. Более жизненный вариант нам предлагает герой нашего детства, небезызвестный Буратино. Мальвина спрашивает: у вас было два яблока, некто взял у вас одно. Сколько у вас осталось? С точки зрения Мальвины, правильный ответ - 2-1=1, одно яблоко. Буратино парень простой, и сразу перекладывает на жизнь, чем страшно раздражает бедную девушку: останется два яблока, а если некто будет настаивать, то получит по голове. Наша жизнь это не учебник математики, все сложнее. Вопрос: почему у Мальвины получается 1, а у Буратино - 2? Дело в том, что нужно правильно формулировать вопрос. Помню, у знаменитой юморицы Елены Степаненко есть монолог, в котором ребенок попросил родителей решить задачу: в гнезде сидело три птицы, две вылетело, одна вернулась. Вопрос: сколько птиц ВЫЛЕТЕЛО из гнезда? Казалось бы, все элементарно, однако между родителями разразилась дискуссия, почти до драки: один говорит что две, а другой - что одна. Причина мордобоя - в неправильно сформулированном вопросе. Если бы спрашивалось, сколько птиц ОСТАЛОСЬ в гнезде К КОНЦУ ЗАДАЧИ, ответить было бы намного проще. 
Отсюда вывод: в задаче, кроме ДАНО, РЕШЕНИЯ и ОТВЕТА есть еще один важнейший компонент - правильно поставленный вопрос. А поскольку шахматы - это последовательность задач, то возможно, что если мы правильно научимся формулировать вопросы, то сможем усилить свою игру. 
Итак: вот мы сели за доску, напротив сидит Противник. Часы пущены. Задача - выиграть партию, то есть поставить мат, либо свалить флаг. Если сформулировать задачу в таком виде, то видим, что у нас очень-очень сложное ДАНО. Аналог из жизни: как вам такая задача: ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО? Слишком много условий.  Скорее всего, тут надо мысленно поставить себя не на место шахматиста, а на место программиста, пишущего шахматный движок. Поэтому разбиваем на подзадачи: разыграть дебют, достойно сыграть миттельшпиль, не ударить в грязь лицом в эндшпиле, и в итоге поставить мат, или, в крайнем случае, не получить его самому. И дальше: дебют разбиваем на развитие фигур, захват центра,  спрятать короля. Любопытно, что у каждой из этих задач есть так сказать зеркальный аналог: не дать противнику развиться, не дать ему центр, лишить рокировки. 
Еще задачи: по возможности выиграть материал, и не разрешить то же самое противнику. Можно даже  себе представить шахматиста, который вот это все в уме проговаривает во время партии. "Тааак, сейчас я разовью коня, потом не дам ему сделать рокировку". Очень смешно. А теперь вопрос из области философии: кто же выиграет партию? Если подумать и вспомнить, о чем мы говорили вначале, то побеждает тот, кто более правильно формулирует вопросы. Например, один противник сформулировал вопрос: а неплохо бы поживиться пешкой b2. Противник с удовольствием отдает ему эту пешку, и ловит ферзя. Ну, или ставит мат, пока ферзь противника выбирается из окружения. Туда же жертва материала за перевес в развитии и т.д. В общем, все то, чему нас в детстве учили добренькие старенькие бородатенькие тренеры. К сожалению, многие шахматисты во время партии вообще не занимаются формулированием задач. А просто тупо перебирают возможные ходы. Ей богу, не вру. Сам слышал, как один молодой шахматист оценивал позицию: здесь можно так пойти, или вот так пойти, а вот так плохо, а вот так я еще не пробовал. Але, молодежь! А где рассуждения? Кто будет включать голову! 
Воот! А теперь, как и было обещано, перекладываем шахматы на жизнь. Многие кстати пытались, а великий Каспаров даже книжку про это написал. Итак, если шахматы - это проекция реальной жизни, то жизнь отдельного человека можно сравнить с шахматной партией, если врубить высокий уровень абстракции. Здесь в меня сейчас начнут кидаться помидорами, за бездумное использование умных терминов. Все тоже самое: прожить жизнь достойно - это слишком абстрактное ДАНО, поэтому разбиваем на подзадачи: слушаться маму, отучиться, вырасти, устроиться на работу, вступить в брак, наделать детей, вырасти их. В общем, каждый может напридумывать. Очевидно, более успешны те люди, которые правильнее формулируют задачи. Жизнь гораздо сложнее шахмат, хотя бы потому, что правила меняются, но основные незыблемы. Примеры ошибок в формулировании задач: человеку понравилась дорогая штуковина, он берет кредиты, чтобы ее купить. Примеров великое множество. К сожалению, а может к счастью, мудрость в основном приходит с годами. Если бы все мужики были мудрыми уже в молодости, то никто бы никогда не женился. Шутка :)
И человечество бы вымерло, и никто бы не играл в шахматы. Кстати, в шахматах, если бы все были мудрыми сразу, то никто бы не играл некорректные гамбиты, а также дебюты с неблагоприятной статистикой. 
А теперь еще один важный для нас всех вопрос, который задают многие, в том числе МГ Александр Котов: Как стать гроссмейстером? Вопрос настолько широкий, что хочется его детализировать. Первое, что приходит в голову: Как стать гроссмейстером, и при этом не спятить? Или не угробить свое здоровье, или не потерять семью. Что вполне возможно, если мы сильно увлечемся шахматами, и забудем про своих близких. Впрочем, жизнь показывает, что близкие не дадут нам этого сделать. 
А чтобы детализировать вопрос, есть очень хороший способ (кажется, китайцы придумали): раз десять задать вопрос "Зачем?" Пример: Я хочу стать гроссмейстером! Ура!!! Но тут приходит строгий дядя со страшной мордой и спрашивает: Зачем? ннну, скажем, чтобы всех обыгрывать. Зачем?
чтобы получить моральное удовлетворение. Или, к примеру, чтобы ездить по всему миру. А вот еще хороший ответ: чтобы зарабатывать шахматами, а не киданием цемента лопатой в подвал недостроенного коттеджа. А этот тупой мужик опять спрашивает: Зачем? Зачем? Зачем тебе все это!
И тут выясняется, что на самом деле гроссмейстером не очень-то хочется становиться. Гораздо лучше съесть бутерброд и в танчики погонять. Вот почему шахматами занимаются миллионы, и гроссами становятся только сотни. 
Итак, после этого небольшого нагромождения мыслей сделаем предварительный вывод: чаще формулируйте задачи, и у вас все начнет получаться. На этой мажорной ноте разрешите откланяться.
С вами был Vovasev, ждите новых публикаций по теме.