Шахматы помогут традиционным школьным предметам

Шахматы помогут традиционным школьным предметам
6 Апреля 2017

Федеральный проект «Шахматы в школе» активно реализуется в нашем регионе. Около 40 классов в разных образовательных организациях Новосибирской области занимаются шахматами в рамках урочной деятельности. В то же время, проект продолжает развиваться и масштабироваться, ведется поиск квалифицированных педагогов. Президент Федерации шахмат Новосибирской области Павел Малетин рассказал нам об основной идее проекта и планах на будущее.

Напомним, что проект «Шахматы в школе» стартовал с начала прошлого учебного года. «Проект направлен на развитие урочной формы преподавания шахмат, – пояснил нам Павел Малетин. – У нас в области хорошие шахматные традиции, достаточно сильная школа. При этом преподавание шахмат в школах строится в основном на базе внеурочной деятельности. Мы считаем, что урочная форма обладает рядом преимуществ – она практична, экономична, позволяет охватить большее количество детей, пройти в сжатые сроки определенную программу. И в целом шахматы – недорогой вид спорта, его можно активно и успешно развивать».

Многие руководители образовательных учреждений Новосибирской области инициативу поддержали. На сегодняшний день около 40 классов занимаются шахматами по урочной программе. Основной упор идет на начальную школу: некоторые организации включили в работу всю «началку», другие пока открыли лишь один экспериментальный класс.

«В первый год обучения ребенок только должен научиться играть и записывать партию – только тогда он сможет сыграть турнир по правилам, которые приняты министерством спорта, и получить квалификацию, – подчеркнул П. Малетин. – Дети должны получить основные представления об игре и определиться, хотят ли заниматься углубленно. Тогда они могут идти в дополнительное образование. В любом случае ребенок может играть как любитель, получает знания о шахматах».

Главной проблемой организаторы проекта называют кадровую: кто должен преподавать шахматы? Основной упор идет на педагогов дополнительного образования, в некоторых школах эту работу поручают учителям-предметникам (например, физкультуры) или педагогам, которые раньше осуществляли внеурочную деятельность. «Многие учителя играют в шахматы. И наша основная задача сейчас – найти тех, кто уже работает в школе, имеет педагогическое образование, а мы им поможем методически, и они смогут дать детям первоначальные знания. В 1-2 классе гораздо важнее педагогическое мастерство и желание работать, чем шахматная квалификация».

В ОблЦИТ состоялся семинар «Перспективы внедрения урочной формы преподавания шахмат в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». Опытом обучения игре в шахматы в лицее №176 поделилась директор Марина Петровна Корнева: «Очень нужное дело в школе, на мой взгляд. Чем полезны шахматы в школе? Главный аргумент – шахматы учат мыслить. Но разве математика, биология не учат мыслить? Учат. Полезны для ума? Все предметы школьные полезны. Наверно, шахматы придут в школу более активно, когда они помогут решать задачи, с которыми не очень справляются традиционные предметы. ФГОС направлен на то, чтобы связать науку с жизнью, чтобы дети обучались на практике. На мой взгляд, шахматы решают эту задачу. И преподавать должны не тренеры, которые воспитывают чемпионов, а педагоги, способные увлечь детей. У шахмат большие познавательные возможности».

На сайте Федерации шахмат Новосибирской области есть специальный раздел «Шахматы в школе», куда выкладывается информация о проекте, конкурсе, мероприятиях на базе школ, вскоре будет опубликована информация о семинарах и курсах для учителей.

Сайт-источник


Галерея